ЖИВОПИСЬ
#thebibleart #painting #живопись #Черкасова
ЖИВОПИСЬ ЕЛЕНЫ ЧЕРКАСОВОЙ
Можно ли прочесть канонические тексты молитв, библейские и евангельские притчи и создать если не конгениальные, то хотя бы убедительные изобразительные подобия? Художники разных эпох и стран постоянно стремились к этому. История классического искусства — прямое тому подтверждение.
Знакомство с творчеством Елены Черкасовой обязывает нас задуматься над старой проблемой соотнесения светской живописи и церковного канона. Причем почти любая большая или малая ее композиция свидетельствует о том, что не о букве канона она печется. Ей достаточно передать только намек на реальное изображение человека или животного, архитектурного строения или растения. Даже тексты, органично встроенные в изобразительный ряд, она не всегда четко и до конца прописывает...
Разглядывая ее работы, приходишь к выводу, что Черкасова относится к немногочисленному отряду художников “первичных” – если можно так определить некое качество, решительно отделяющее их от художников “вторичных”, то есть художественно несамостоятельных. Характерная для Черкасовой узнаваемость ее работ, сразу ощущаемое единство стиля не есть результат повторения какого-то однажды найденного приема; напротив, ее искусство разнообразно, оно не оставляет никакого впечатления монотонности и интеллектуальной сухости.
По сути, Черкасова дает свой вариант ответа на острейший духовный вопрос современного человека: как ему говорить о Христе и о своей вере своими словами.
Если мысленным взором окинуть все ее работы, то нельзя отделаться от ощущения, что перед нами возникает одно большое, развернутое во многих подробностях видение – видение Царствия Божия, небесных граждан, уже обитающих в Небесном Иерусалиме. Об этом небесном Граде и напоминает нам искусство Елены Черкасовой.